Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего

Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Арт-Мансарда А. Китаева

Живописные видения
Выставка картин Александра Базарина [2001 год]

Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
Выставка Александра Базарина.
 

Когда я познакомился с Сашей Базариным, мне сначала было непонятно, как такой человек пишет такие картины. Мне был интересен человек, безоговорочно нравились картины, но соотнести их вместе я не мог. Саша - русский киник и стоик одновременно, который даже бытовые вопросы видит в метафизической пелене. Его обычная речь - афористична и парадоксальна. Критика - прямая и жесткая. Он - аскетичен и в разумных пределах пессимистичен. От такого человека следует ожидать если и не брутальной живописи, то достаточно жесткой или экспрессивной. Однако картины его совершенно другие.

Саша Базарин не иллюстрирует и не интерпретирует свою философию и свой образ жизни картинами. Вместо этого он создаёт "иные" миры - населяет до боли знакомые архитектурные ансамбли и природные ландшафты невероятными сценами и персонажами: коровы, фламинго, свиньи на улицах Петербурга, деревенские старухи устроили посиделки на деревянной скамье между сфинксами, а по Неве как "Титаник" проплывает Спас на Крови ("Посиделки у сфинксов" 1997), пионер, дующий в тубу на Фонтанке, хоровод русских баб в белых платках и в светлых платьях вокруг Троицкого собора вознёсшихся в небеса ("Хоровод" 1998), дамы в бальных платьях в пейзажах с пирамидальными тополями или египетскими пирамидами на горизонте...

Создаётся впечатление, что ты видишь сон наяву, в котором по необъяснимым причинам соединились части различных, во времени и пространстве несоприкасающихся миров и культур. При этом удивительно, что в этих фантасмагориях нет никакого принуждения, насилия - элементы экзотических давно исчезнувших культур вполне органично сосуществуют в нашем мире, деревенский быт - в городской среде... То, что невозможно в реальности, обретает убедительность в живописных видениях художника. В целом это напоминает Венецианский карнавал Русских архетипов.

В работах Саши Базарина есть странные повторяющиеся детали. Скованные, одинокие, закомплексованные мальчики, невероятно широко расставленные глаза у персонажей, однотипно косоглазые девочки… На Казанском мосту на фоне храма Воскресения Христова стоит всеми забытый каталептический мальчик в окружении двух гигантских и зловещих котов ("Казанский" 1998). Ребёнок, тщетно пытающийся дотянуться до кружки молока на столе ("Стакан молока" 1998). Грустные женщины в экзотических нарядах, помещённые в пустынные пейзажи, которые подчеркивают их одиночество. Коровы и свинью на набережных и площадях Петербурга. Деревенские женщины, перенесённые с завалинок в пространство города.

Героями сюжетов Саши Базарина являются дети (архетип ущемленного детства), женщины (мотив грустного одиночества и оторванности от мира) и животные (деревенский архетип в городской цивилизации). Но, я не обнаружил на его картинах ни одного мужчины. Как только мальчик вырастает, он вынужден покинуть живописный мир Саши Базарина. Ему там нет места. Этот мир слишком хрупок и эзотеричен для мужчин - в нём нет агрессии, брутальности, титанических страстей и прометеевых страданий.

Вообще, эти и некоторые другие подробности - "находка" для психоаналитиков, хотя сам Саша Базарин определённо негативно относится к Зигмунду Фрейду... Психоаналитическая интерпретация напрашивается сама собой, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что главным героем в работах Саши Базарина является не природа и архитектура, не люди и звери, а СВЕТ. В работах Базарина его столько, что может позавидовать любой средиземноморский город. Ему нет преград, он лучится, проникает, пробивается сквозь листья, деревья, фронтоны, статуи и оседает тысячами розовых, голубых, изумрудных, перламутровых бликов, преображая дольный мир.

У Саши Базарина свет имеет не только цвет, но и удивительную способность делать вещи, на которые он падает, если не прозрачными, то полупрозрачными, превращая их в цветовые фантомы. Свет не просто освещает и высвечивает, он освящает анимистическое единство мира.
Я спросил у Саши: "Что это в руках у твоего ангела?"
-"Шарик, инь-ян, а может быть, просто гнилое яблоко...Не знаю."

Валерий Вальран

 

Творческая биография Александра Базарина


Вернуться в раздел Александра Китаева
|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|