Пейзаж Выставка картин Константина Троицкого [2001 год]
Константин Александрович Троицкий родился в Ленинграде в семье филологов.
Его мать - Ксения Константиновна (девичья фамилия - Бухмейер) происходит из
старинной обрусевшей немецкой семьи, где все мужчины были потомственными военными, и её отец
до революции закончил первый кадетский корпус. За своё дворянское происхождение он отсидел
дважды в советских тюрьмах и лагерях, но каждый раз за него небезуспешно хлопотали
высокопоставленные чины Красной армии (родственники). Ксения Константиновна закончила
филологический факультет Ленинградского университета и поступила в аспирантуру. Однако к
защите диссертации её не допускали - в Совете по защите диссертаций решили, что она - еврейка.
Пришлось профессорам Ксении Константиновны обнародовать её пращуров - генералов русской
армии. В это время дворянское происхождение было менее страшно, чем принадлежность к еврейской
нации. После защиты диссертации Ксения Константиновна работала редактором в
"Библиотеке поэта" и читала лекции в ЛГУ.
Отец Константина Троицкого - Александр
Александрович - родился в 1904 году в семье потомственных священников и закончил семинарию
в г. Орле. Во время гражданской войны вступил в комсомол и через непродолжительное время стал
третьим секретарём комсомола Украины. Однако неожиданно всё бросил и уехал в Москву вслед за
любимой девушкой. В Москве он закончил Финансово-экономический институт и по
распределению оказался в Ленинграде начальником безымянного производства, где и проработал ровно
один день. Поняв, что он ничего не понимает в производстве, Александр Александрович поступает
в Народный университет и одновременно учится на курсах японского языка. После окончания
университета работал в Горлите - сначала цензором, потом редактором. Во время войны ушёл
добровольцем на Ленинградский фронт. После войны работал редактором в "Советском писателе",
где и познакомился с Ксенией Константиновной.
Константин Александрович Троицкий родился 4 ноября 1953 года
("Скорпион" и "Змея").
В 1971 году Константин окончил школу и
поступил в Высшее инженерно-морское училище им. адмирала С. О. Макарова. Несомненно, этот выбор
был предопределен славным прошлым рода Бухмейеров и близкое родство с морской династией
Ралль. Однако через два года Константин понял, что его выбор оказался ошибочным, и он
отчисляется из училища.
С 1974 по 1976 год служил в армии в
Германии, где впервые взял в руки рабочие инструменты художника - карандаш, кисть, краски, с
помощью которых работал в армейской наглядной агитации. Вернувшись из армии, сразу же женился.
Первый брак скоропостижно закончился, так как Константин решил посвятить себя живописи.
В 1976 году Константин Троицкий берёт
несколько уроков у художника Валентина Коволина на деньги, вырученные от продажи собрания
сочинений Н. С. Лескова, которому всю жизнь благодарен за вспомоществование. Позже собр. соч.
Н. С. Лескова было выкуплено и этот писатель стал одни из любимых. С 1976 до весны 1978 года работает в
Мухинском училище на кафедре живописи старшим препаратором. В его ведении находилось всё, что
необходимо для постановки учебных натюрмортов. В свободное время, а его было предостаточно,
Константин ставил натюрморты для себя. Но мастерам было не досуг придумывать постановки,
поэтому они сворачивали в скатёрочку натюрморты Кости и переносили их в собственный класс, а
препаратор завершал начатое по памяти. Здесь уже было не до деталей, но зато появился навык решать
всё обобщенно, исходя из композиционного целого. К тому же выручало врожденное чувство цвета (по
аналогии с "врожденным слухом").
Работая в Мухинском училище К.Троицкий посещает здесь же подготовительные
курсы и в 1977 году сдает вступительные экзамены. Получив по рисунку первую четверку, а по живописи
четвертую пятерку, он не идет на остальные экзамены, а поступает на следующий год в
Серовское училище на отделение реставрации.
Успешно сдав вступительные экзамены,
Константин со своей будущей второй женой, Еленой Чуваевой (художественный псевдоним "Лёка"),
уезжает провести остаток лета в Крым. Это была судьбоносная поездка. Крым и вообще
средиземноморский ландшафт, природа и культура потрясли и очаровали Константина. Мотив южного
пейзажа с этого времени станет сквозным в его творчестве.
В 1978 году, когда К. Троицкий поступил в
Серовское училище, ему было 25 лет - самый старший на курсе и самый зрелый. Поэтому он сразу же стал
старостой курса и оставался им в течение всех четырёх лет обучения. К этому времени он успел
поучиться в мореходном училище, отслужить в армии, жениться и развестись, два года
проработать в Мухинском училище, непосредственно наблюдая и участвуя в учебных
штудиях. Он примерно понял к чему сводиться процесс обучения и что собственно ему необходимо
получить. Поэтому он и поступил в Серовское училище, где больше обращали внимание на
технические навыки и меньше навязывали стилистическое единообразие. Отделение
реставрации позволило ему досконально освоить историю техники живописи и особенно не мешало в
творческих поисках.
Однокурсники Константина, будучи
намного моложе и инфантильней, относились к нему как к старшему брату, который мог уладить
административные конфликты, дать квалифицированный профессиональный совет,
помочь в разрешении житейских проблем. Среди однокурсников К. Троицкого было несколько
талантливых молодых людей - Белла Матвеева, Кирилл Голубенков и др., которые впоследствии
стали самобытными художниками. Вообще в учебных заведениях, особенно творческих, студенты часто
учатся не столько у педагогов, сколько друг у друга. Творческая сопричастность в едином
физическом, психическом и духовном пространстве на протяжении длительного времени является
благодатной почвой для профессионального роста и художественной индивидуализации. Особенно
если нет жесткого диктата со стороны мастеров-педагогов.
Другим немаловажным фактором
профессионального становления является окружающая социокультурная ситуация. Для конца
70-х - начала 80-х годов определяющим было противостояние официальной и неофициальной
культуры.
Несмотря на то, что газа-невские
выставки самим своим фактом как бы легализовали ленинградский андеграунд, власти всячески
противодействовали их дальнейшей публичности. Многие художники газа-невских выставок под
давлением КГБ и по своей инициативе покинули СССР. Некоторые художники стали выставляться на
Западе.
Официальные выставки неофициальных художников в Ленинграде на протяжении второй
половины 70-х крайне скудны как по количеству, так и по репрезентативности участников. В ответ на
это стали проводиться многочисленные выставки на частных квартирах и мастерских. Некоторые из
них превратились в постоянно действующие художественные салоны, содержатели которых
всевозможными способами преследовались КГБ.
Вторая половина 70-х и начало 80-х - эпоха квартирных выставок. Центр художественной жизни
андеграунда вновь переместился в приватный сектор. Квартирные выставки проходили везде.
Мастерская, квартира, комната в коммунальной квартире, где жил художник, поэт, любитель
живописи или поэзии, превращалась в художественный салон. Убогие малогабаритные
квартирки, комнаты в коммунальных квартирах были сплошь увешаны картинами и переполнены
художниками, поэтами, учеными, интеллектуалами, любителями, коллекционерами. Именно здесь, на
этих квартирных выставках и поэтических чтениях, на бесконечных кухонных посиделках в кругу
друзей происходила консолидация контркультуры. Её участники не просто противопоставили себя
официальной культуре, они создавали свою собственную, включая ценности, способы
поведения, образ жизни.
Константин Троицкий вошёл в неофициальную культуру задолго до поступления в
Серовское училище. В 1972 году, будучи курсантом мореходного училища, он оказался в
художественном салоне на частной квартире, где вместе с другими читал свои стихи. Именно здесь
он познакомился с Алёной, Виком и С. Сергеевым, которые оказали значительное влияние на его
становление и дружба с которыми впоследствии перерастёт в совместные художественные акции и
выставки.
Первая квартирная выставка, в которой участвовал К. Троицкий состоялась в 1978 году на ул.
Марата. В ней также участвовали Вик, Алёна, С. Сергеев, С. Добротворский. В 1978 году была создана
художественная группа "Алипий", которая обосновалась в мастерской на Лиговке 97, а позже
переехала на Лиговку 127. Здесь художники работали, жили, устраивали выставки. В группу
входили Алёна, Вик, С. Сергеев, В. Трофимов, В. Скроденис, А. Александров, Л. Фёдоров. К. Троицкий
был тесно связан с членами этой группы. Эта открытая мастерская просуществовала до 1984 года.
В том же 1978 году К. Троицкий тесно сблизился с членами группы "Летопись". Она
была организована в 1977 году Б. Кошелоховым и в неё входили Е. Фигурина, Т. Новиков, Л. Федоров, Р.
Утехина, М. Горошко, А. Васильев, Н. Полетаева. Группа просуществовала два года. В 1978 году, когда
лидер группы Б. Кошелохов уехал на три месяца в Италию и там с присущей ему радикальностью
экспонировал свои холсты, прибивая их к стенам огромными гвоздями, Т. Новиков занял нелегально
пустующую коммунальную квартиру в бывшей церкви " Кирилла и Мефодия" и сделал её мастерской
группы "Летопись". Три месяца там работали художники и постоянно делали выставки. В конце
концов, в качестве посетителей оказались сотрудники КГБ и предложили в течение 24 часов
освободить незаконно занятое помещение. В оставшиеся 24 часа Т. Новиков развил бурную
деятельность - он обзвонил всех известных ему художников и пригласил их участвовать в
однодневной выставке. В ней приняли участие, помимо группы "Летопись", группа
"Алипий" (Вик, Алёна, С. Сергеев, В. Трофимов, В. Скроденис, К. Троицкий), ученики В. Гаврильчика
с Васильевского острова - Ю. Богун и Е. Мусалин, а также Н. Зверев, В. Тиль, В. Филимонов и другие.
Выставку торжественно закрывали наряды милиции, дворники и дружинники. Однако художники не
успокоились. Они - основной костяк составляли представители двух групп: "Летопись" и
"Алипий" - начали систематически проводить выставки на побережье Финского залива и в
ближайших пригородах Ленинграда. Константин Троицкий был активным участником этих акций
неповиновения.
С 1981 года официальные выставки неофициальных художников стали
систематическими. Чаще всего они проводились в Ленинградском Дворце Молодёжи. Константин
Троицкий был непременным их участником. И даже когда он отсутствовал в городе, его работы
экспонировались на выставках благодаря Т. Новикову.
Летом 1981 года Константин Троицкий едет на реставрационную практику в Алупку в
Воронцовский дворец. Здесь он знакомится с бывшим петербуржцем, реставратором Леонидом
Тимофеевым, который стал духовным наставником Константина. Помимо практики К. Троицкий пишет
крымские пейзажи. В это лето он был одним из организаторов и участников групповой выставки
ленинградских художников в Крымской обсерватории. В ней участвовали Т. Новиков, Лёка,
К. Троицкий, В. Афоничев, И. Тихомирова.
В первый период своего становления 1972 - 1982, как отмечает сам художник, "С. Сергеев, а
впоследствии даже младший по возрасту Т. Новиков, были моими старшими товарищами в искусстве. Я от
них многому учился, много брал и до сих пор использую".
После окончания Серовского училища в 1982 году Константин Троицкий уезжает в Крым в
Симферопольский музей, где он работает сначала реставратором, а затем заведующим секции
реставрации. Он пишет пейзажи и натюрморты, эпизодически наезжает в Ленинград, где участвует
в различных выставках, но не так интенсивно как раньше. Три года в Крыму (1982 -1985), в изоляции от
насыщенной художественной жизни Ленинграда, способствовали духовному самоуглублению, но
провинциальная размеренная жизнь стала, в конце концов, препятствовать дальнейшему росту. В 1985
году умирает Леонид Тимофеев - друг и наставник Константина. Его смерть вызвала глубокий и
затяжной кризис. Константин покидает Крым и возвращается в Ленинград.
За три года город и друзья изменились до неузнаваемости. Если до отъезда в Крым
художники объединялись преимущественно по эмоциональным параметрам, то в 1985 году уже
существовали вполне оформившиеся художественные группировки. С. Ковальский,
который с 1973 года организовывал квартирные выставки, в 1981 году стал одним из инициаторов
ТЭИИ, в 1983 (вместе с В. Орловым) основал творческую группу художников "Пятая четверть". Т.
Новиков в 1982 организует группу "Новые художники" (первая выставка - Т. Новиков, И.
Сотников, К. Хазанович, Е. Козлов - прошла осенью 1992 года в Текстильном институте), из которой
выросли "Новые дикие" и "Некрореалисты". В. Шинкарёв и Д. Шагин в 1984
году становятся инициаторами и идеологами группы "Митьки". Ф. Волосенков, В. Лукка, В.
Михайлов в 1984 году объединяются в группу (неофициальное название "Три богатыря"),
которая на протяжении более 10 лет интригует город стилистическими поисками и новациями. В 1985
году Б. Митавский и А. Исаков учредили группу "Остров", куда вошли художники различных
реалистических направлений. Эти группы разработали вполне четкие художественные
идеологии и проводили жесткую экспансионисткую художественную политику. Они пытались захватить
и контролировать культурный капитал и доминировать в художественной жизни города.
В этих условиях либо нужно было вступить в одну из существующих групп, либо
стремиться создать свой яркий и индивидуальный стиль. В противном случае легко было затеряться
среди многочисленной и безликой толпы аутсайдеров. К. Троицкий выбирает второй путь и
уже через четыре года на выставке "От неофициального искусства к перестройке"
(Гавань, 1989) он становится одним из самых популярных и продаваемых художников. Во время
этой выставки у него было куплено шесть работ. Пришлось во время выставки полностью обновить
экспозицию.
С 1989 года К. Троицкий с группой художников пытаются создать собственную
галерею. Эти попытки увенчались успехом в 1991 году открытием "Арт-Коллегии". К. Троицкий был
одним из учредителей этой галереи. Но это стало возможно благодаря инициативе и многолетней
поддержке Константина Голощапова, известного в Петербурге мецената. В течение 1991-93 гг. галерея
функционировала в качестве координирующего выставочного центра. Первой крупной городской
акцией было проведение выставки "Арт-Коллегия представляет" в Государственном Русском музее
(1992 г.). Было осуществлено издание альбомов К. Троицкого, В. Григорьева, А. Крылова, Л. Абрамова.
"Арт-Коллегия" организовала художественные выставки в Германии (Ахен,
Баден-Баден, Карлсруэ, Гамбург), Франции (Эпонэ), Англии (Клеведон, Челтенхам), Финляндии (Порво),
Бельгии (Шерлеруа), а также была участником крупнейших международных акций "Тиас" и
"Арт-Токио" (Япония). Константин Троицкий не только участвовал во всех этих выставках и
акциях своими работами, но нередко сам их инициировал и организовывал.
"Арт-Коллегия" выступила в качестве организатора Третьей Петербургской
Биеннале (1994, ЦВЗ "Манеж", участвовало более 230 художников из России, Германии, Австрии,
Испании, США), Четвёртой Петербургской Биеннале (1996, "Восточная Европа: Spatia Nova", серия
международных программ, репрезентирующих новые арт-технологии в новом посттоталитарном
пространстве).
До 1997 года "Арт-Коллегия" основные свои усилия направляла на различные
широкомасштабные акции в городе и за рубежом. В собственной галерее хотя и проводились выставки,
но они были ориентированы на узкий круг друзей галереи. В начале 1997 года Константин Троицкий
стал директором галереи, а Вальран - куратором. Совместными усилиями была разработана
выставочная программа галереи, которая стремилась выйти за рамки узко групповых
интересов тех или других направлений и поколений художников и представить ландшафт современного
петербургского искусства во всей возможной полноте. "Арт-Коллегия" приступила к
осуществлению ряда культурных программ и проектов, в которых участвовали художники,
фотографы, писатели, поэты, музыканты, философы. В марте 1998 года был проведен арт-фестиваль
"Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга", в рамках которого было
проведено 11 двухдневных выставок, в которых участвовало 267 художников, поэтические чтения,
встречи с писателями, музыкальные концерты камерных ансамблей, философская конференция
"Петербургский архетип". "Осенний Фото-Марофон" 1998 года помимо экспозиционной
программы включал театральные спектакли, презентации книг, 17 музыкальных концертов,
теоретическую конференцию "Искусство фотографии и фото-искусство". В 1999 году
"Арт-Коллегия" провела "Анатомию современного искусства С.-Петербурга N2". В
рамках фестиваля прошло 10 трёхдневных выставок, приняло участие 83 художника. Музыкальная
программа фестиваля включала девять концертов камерной музыки и выступления экспериментальных
театров. В 1999 году был также проведен "Осенний Фото-марофон 1999" Выставки прошли в 6 музеях и 7
галереях и выставочных залах города. На 29 выставках было представлено творчество 137
фотографов.
Константин Троицкий все эти годы был "душой и телом" галереи. Он не только
участвовал во всех акциях и выставках, но разрабатывал художественную политику галереи и
нередко выступал в качестве куратора и организатора многочисленных выставок. В 1997 -1999
гг. вся широкомасштабная и интенсивная деятельность галереи - от политики до развески
картин осуществлялась им непосредственно совместно с Вальраном.
С 1993 года зарубежная выставочная деятельность К. Троицкого проводится во многом
благодаря бескорыстной помощи его друга, доктора Майно Хаена. Он был организатором четырех
персональных выставок Константина, с большим успехом прошедших в Ахене.
Не мы выбираем поприще в жизни, а оно нас. Но если выбор пал, то всё остальное зависит
от нас самих. Особенно это касается артистических профессий. Художник - это не те или
иные работы, даже если их изрядное количество, а путь, который выбирает художник и которому
следует. Траектория жизни у художника подчинена траектории творчества.
Центральной темой его работ является пейзаж. Сначала это были крымские пейзажи, затем,
после знакомства с Южной Францией, средиземноморские и шире - южные пейзажи. Даже
когда Константин пишет натюрморт или сюжет, он чаще всего использует пейзаж как фон, контекст
или среду, в которой персонажи - люди и предметы - играют свои роли. Но эти роли не
противопоставлены природе, а являются её производной. В его работах нет места отбросам
цивилизации - человек и его продукты находятся в согласии, в гармонии с природой. Константин
Троицкий - художник экологического рая.
Натюрморты К. Троицкого лаконичны и аскетичны. На столе, который обычно стоит в саду
или на берегу моря, реже на подоконнике, два - три предмета, которые кочуют из одного цикла
натюрмортов в другой. Это - рыбы, груши, яблоки, сосуды (бутылка, рюмка, керамическая чашка).
Сюжетные работы ограничены одной темой - любовное свидание и воркование. Он и она
обнимаются, целуются, пьют вино. Нередко мужчина сидит на белом венском стуле, а дама - у него на
коленях. Герои Троицкого обнажаются крайне редко, а если и делают это, то для того, чтобы
изобразить ветхозаветных Адама и Еву до грехопадения. Обнаженность не как этап
сексуального акта, а как атрибут имманентный природе.
Вообще "двое" и число "2", по-видимому, является для К. Троицкого не
случайным. Две рыбы, два яблока, две рюмки, два дома, два окна являются конструктивными
элементами композиций. Особенно часто в пейзажах художника встречаются два дерева. В его буклете
1992 года из 12 репродукций в двух - два дома, в четырех - два человека и в четырех - два дерева, на
одной из них на столе на берегу моря лежат две рыбы, а между столом и морем растут два дерева.
Сам Константин это объясняет следующим образом: "1 - это один, 2 - это множество. Два дерева - это
роща, два окна - это все окна в доме, два дома - город. Два - минимализм в действии".
Пейзаж для К. Троицкого является микрокосмосом, в который вмещается не только
вселенная, но и все виды и формы человеческих представлений и переживаний. Есть что-то близкое
в мировоззрение китайских художников сунской династии, "согласно которому общие законы
мироздания проявляются в каждом самом малом феномене природы и познаются через природу" (К.
Самосюк). Но в отличие от отчужденных и внеличностных китайских пейзажей, работы
Константина субъективные и в высшей степени чувственные. Если бы К. Троицкому было необходимо
подобрать девиз, то, перефразируя известное высказывание - "Я - чувствую, следовательно,
существую" - был бы для него наиболее адекватным.
Чувственность Троицкого тотальна. Он не только любит вкусно поесть и сам является
отменным кулинаром, но и замечательно рассказывает о вкусовых достоинствах и
примечательностях тех и или других экзотических блюд. Он знает толк в хороших винах и сигарах. То
есть у него повышенная вкусовая, обонятельная, температурная, тактильная и, конечно,
сексуальная, чувствительность. По классификации Карла Юнга Константин относится к
экстравертно-сенсорному типу, для которого полнота действительной жизни дана прежде всего в
ощущениях, в сенсорном опыте. Когда такой тип полностью погружается в ощущения и исчезает в
них, то становится несносным гурманом, грубым сладострастником или рафинированным эстетом. От
крайностей К. Троицкого спасает творчество, поскольку происходит перераспределение энергий
с чувственной сферы на производительную.
И, тем не менее, атрибут чувственности явно присутствует в работах Константина. Они
зрительно "вкусные", но это понимают только глазные "гурманы", остальные, если и не
понимают, то принимают на подсознательном уровне. Может быть, поэтому у Константина
Троицкого так много поклонников среди различных категорий зрителей.
С конца 70-х годов, когда К. Троицкий начал выставлять свои работы на квартирных
выставках, его живопись "индивидуальна и опознаваема" (Н. Барова). Но, в его стилистике
происходили и продолжают происходить смены ориентиров. На заре своего творчества и вплоть до
середины 80-х годов Константин был если и не экспрессионистом, то близок к ним. Работы этого
периода экспрессивны в цвете, в линии, в форме. Следующее десятилетие (1985 - 1995) - поворот к
классике, но, тем не менее, экспрессивность сохраняется. Вздыбленная холмами земля и отсюда
кривая, отчасти закругленная линия горизонта. Деревья, существенно отклоняющиеся от вертикали,
т.е. выросшие криво, причем угол отклонения у всех деревьев одинаков. Вообще Троицкий избегает
прямых углов - дома, деревья, предметы натюрморта, даже иногда люди, изредка населяющие пейзажи,
стоят косо, а не прямо. В этот период он использует контрастные сочетания цветов. С
середины.
90-х экспрессия цвета постепенно сменяется цветовой изощренностью, когда в рамках
одного цвета достигаются очень сложные и тонкие переходы одних оттенков в другие. Линия
горизонта в пейзажах постепенно выпрямляется. В них появилась классическая устойчивость и
умиротворение.
Но сохраняется от предыдущего периода "свет" и "тень" как знаковые и
композиционно образующие элементыиндивидуальной мифологии и стилистики
Константина Троицкого. Источник света, обычно это солнце, не явлен ни в одной картине, хотя его
всепроникающее присутствии в виде сверхяркого света есть почти в каждой работе. Чрезвычайно
яркому свету противостоят густые, темные тени. Тени есть у домов, деревьев, людей и вещей. Но
размеры тени обычно значительно больше, чем сами предметы, которые их отбрасывают. И тень является
для Троицкого ведущим солирующим инструментом в оркестровке композиции. Причем есть явная
странность в соотношении света и тени. Столь яркий свет может излучать полуденное солнце,
когда оно находится в зените, а гигантские тени возможны лишь при восходе или закате, когда
солнце у линии горизонта. То есть время остановилось от восхода до полудня и от полудня
до заката и мир застыл в метафизической тишине. Правда, если до 95 года эта тишина была
напряженной и несколько тревожной, то сейчас она стала просветленной и умиротворяющей.
Несомненно, "свет" и "тень" как знаковые инварианты живописи К. Троицкого
дают богатые возможности для различного рода интерпретаций. "Ян" и "Инь", мужское и
женское начала, и т.д. В структуре личности К. Юнга "Тень" - центр личного бессознательного, то
есть то, что отвергнуто сознанием. Чем больше мы идентифицируем себя с социальными ролями, тем
больше мы отвергаем "Тень", и чем более осознается "Тень", тем более человек
самоуправляем. "Тень" - хранилище энергии, спонтанности, главный источник творчества.
Если сделать фантастическое предположение, что тени на картинах Константина
символизируют его личное бессознательное ("Тень" в терминологии К. Юнга), то за
художника можно только порадоваться - он не только движется в верном направлении
психологического роста, но у него огромные потенции для творческой самореализации.
Наталья Барова в буклете К. Троицкого 1992 года искусно связала "тень" с проблемой
времени. "Будучи бумерангом, преградой, фактором обратной перспективы и даже символом
двойственности жизни, - тени также существуют и в реальном пространстве картины. Из-за этого все
картины похожи на солнечные часы: они привязаны ко времени - и вне временных рамок. Нет конкретной
фиксации времени - есть его дефиниция, определение. Нет исторического времени - но есть
время природное и время суток".
Мне представляется более перспективной пантеистическая или
анимистическая интерпретация "тени" в творчестве Константина. Поскольку он если и не
обожествляет, то наделяет душой деревья, дома, предметы, не говоря уже о людях, и все они, с одной
стороны, устремлены к свету, к солнцу, к богу, а с другой - неразрывно привязаны к земле. И эта
земная связь выражена в "тени". "Тень" как "Alter Эго", "Земное Я" каждой вещи в
этом мире в отличие от оригинала, освещенного и освященного солнцем, божественным светом.
Впрочем, как бы мы не интерпретировали те или другие элементы художественной системы
Константина Троицкого, сама система вполне очевидно и не тривиально выражена в его работах.
В живописи Константин Троицкий не искал, а находил и умело использовал и развивал
свои находки. У него не было чрезмерных увлечений и подражаний различным направлениям живописи ХХ
века. Уже в училище его работы отличает индивидуальный почерк и самобытность.
Траектория его развития напоминает скорее плавную, чем зигзагообразную или прерывистую
линию. Более того, эта линия все время стремится вверх. Создаётся впечатление, что Константину
Троицкому не известны спады в творчестве. Он медленно поднимается к вершинам мастерства, всё
выше и выше. Единственное, что он может позволить себе - это остановиться на некоторое время на
каком-либо плато, перевести дыхание, обозреть пройденный путь и двинуться дальше, точнее выше.