Мнемозина
Мужские и женские кожаные ремни
Мужские и женские кожаные ремни. История аксессуаров.
Хроника катастроф. Катастрофы рукотворные и стихийные бедствия.
История цветов
Цветы в легендах и преданиях. Флористика. Цветы - лучший подарок.
Арт-Мансарда А.Китаева
 Добро пожаловать на сервер Кота Мурра - нашего брата меньшего


Рейтинг@Mail.ru
Альманах сентенция - трагедия христианской цивилизации в контексте русской культуры Натюрморт с книгами. Неизвестный художник восемнадцатого века

Об альманахе

Чу! не просить, не жаловаться! Цыц!
Не хныкать!
             Для того ли разночинцы
Рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал?
Мы умрем, как пехотинцы,
Но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи!

О. Э. Мандельштам

    Почему АЛЬМАНАХ?
    Слово «альманах» происходит от арабского аль-манах и переводится как «астрономический календарь, новогодний подарок».
С момента своего возникновения альманахи и являлись эдакими ежегодно (т. е один раз в год) пополняемыми сериалами, продолжающимися сборниками литературно-художественных или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).
    В отличие от журнала, альманах выходил один раз в год, и часто, кроме художественных произведений и научных статей, содержал сведения из различных областей общественной деятельности и знания, приближаясь к типу календарей-справочников. Первоначально это были почти только астрономические календари и таблицы (рукописные в XIV веке и печатные с конца XV века). Попав в Европу после Крестовых походов, альманахи расширились. В них стали помещать астрологические указания, предсказания и разные заметки. Например, французский «Almanache royal» (выходил с 1679 в Париже) содержал сведения о дворцовых праздниках и ежегодных парижских ярмарках. С 1699 в нем печатались также сведения по генеалогии франацузского королевского дома, родовые и послужные списки дворян и высшего духовенства. Такого рода альманахи постепенно стали появляться и в других странах. Некоторые из них стали включать, помимо астрологических и календарных сведений, также анекдоты, стихотворения и короткие рассказы.
    С развитием печатных календарей в XVIII веке альманахи приобрели характер особого типа разнообразных периодических книжных изданий. Возникли генеалогические, хозяйственные, дипломатические и литературные альманахи. Литературные альманахи особенно большое распространение получили в Западной Европе. Первые литературные альманахи появились во Франции в середине XVIII века («L’almanach des muses», Париж, 1746—1833). Из более поздних известны «Almanach de la littérature, du théâtre et des beaux-arts» (1853—1869), «Almanach parisien» (1862—1870). В Германии первым литературным альманахом был «Musenalmanach», выходивший в Гёттингене в 1770—1807, затем «Musen-Almanach» — ежегодный сборник непубликовавшихся стихотворений, издававшийся Ф. Шиллером (1796—1800).
    В России альманахи появились в конце XVIII века. В 1796 Н. М. Карамзин выпустил в подражание западным альманахам первый русский сборник «Аониды», который и считается первым русским литературным альманахом. В конце 1820-х — начале 1830-х годов в России ежегодно выходило около 20 альманахов. А. С. Пушкин в 1827 писал: «Альманахи сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах». Позднее В. Г. Белинский называл эту эпоху «альманачным периодом» и писал, что в 20 -30 годы «русская литература была по преимуществу альманачною».     Среди русских альманахов наиболее значимы для развитии русской литературы:
«Полярная звезда» (1823—1825; 3 книги) -- альманах издавался А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым с участием Ф. В. Булгарина, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. К. Кюхельбекера, Ф. Н. Глинки и др.;
«Мнемозина» (1824—1825, 4 книги) -- альманах издавался В. Ф. Одоевским и В. К. Кюхельбекером с участием А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Е. А. Баратынского;
«Северные цветы» (1825—1831) -- издавались А. А. Дельвигом и О. М. Сомовым.
    С тем же названием «Северные цветы» выходил альманах символистов четыре года с 1901 по 1904 (четыре выпуска) и еще один, пятый и последний выпуск 1911года.
    Мы решили продолжить эту традицию в электронном виде. Единственное, что мы осмелились нарушить, это годовая обновляемость альманаха. Мы постараемся обновляться несколько раз в год, возможно даже каждый месяц. Что у нас получится, судить не нам, а нашим читателям.

Почему АЛЬМАНАХ назвали «СЕНТЕНЦИЯ»?
    Сентенция по латыни -- это мысль. Это первое слово, которое воскресло в оживающем сознании Варлама Шаламова, когда он возвращался к жизни из полусмерти, из дистрофии. Первое слово из естественного для него, русского интеллигента, мира образов и понятий. Он пишет об этом в рассказе, который так и называется «Сентенция». Посвящен этот рассказ его большому другу, Н.Я. Мандельштам, вдове великого русского поэта Осипа Мандельштама, погибшего на пересылке в преддверии Колымы от той же дистрофии, Мандельштама, которому Шаламов посвятил «Шерри-Бренди» -- об умирании поэта. Шаламов знал, как в России ХХ века убивали поэзию. О слове, возникшем в воскресающем из полусмерти сознании, Шаламов писал так:
    «Сентенция -- что-то римское, твердое, латинское было в этом слове. Древний Рим для моего детства был историей политической борьбы, борьбы людей, а Древняя Греция была царством искусства. Хотя и в Древней Греции были политики и убийцы, а в Древнем Риме было немало людей искусства. Но детство мое обострило, упростило, сузило и разделило два этих очень разных мира. Сентенция -- римское слово. Неделю я не понимал, что значит слово «сентенция». Я шептал это слово, выкрикивал, пугал и смешил этим словом соседей. Я требовал у мира, у неба разгадки, объяснения, перевода... А через неделю понял -- и содрогнулся от страха и радости. Страха -- потому что пугался возвращения в тот мир, куда мне не было возврата. Радости -- потому что видел, что жизнь возвращается ко мне помимо моей собственной воли.»

В составляемом нами альманахе «Сентенция» мы ставим перед собой следующие цели:
Во-первых. Попытаемся дать оценку сегодняшнему дню, а вернее нынешнему безвремению России, оставаясь на позициях русской классической литературы и русской демократической литературы ХХ века. Под последней имеем в виду прежде всего антисталинскую и антифашистскую в лице таких представителей, как О. и Н. Мандельштам, А. Платонов, В. Шаламов, А. Ахматова, А. Галич, В. Высоцкий и проч.
Во-вторых. Оценка должна быть тенденциозной и нелицеприятной по отношению как к власти, так и к интеллектуалам, ее обслуживающим. Россия уже давно часть Европы по факту взаимопроникновения идей, чувств и мыслей. Поэтому нас глубоко волнует глубокий кризис и упадок и деградация христианской цивилизации, и мы будем об этом думать и писать.
В-третьих. Исходя из всего вышесказанного, мы постараемся проследить истоки и историю этой деградации, кульминацией которой мы считаем гибель гуманизма и заявляем свою позицию как антифашистскую, имея в виду в недавнем прошлом Гитлера и Сталина и, включая все, что к ним привело, и попытаемся доказать, что фашизм жив и у него большое будущее...

Мы надеемся, что нам удастся, именно с точки зрения рационализма и гуманизма (а изменение сознания европейского человечества окончательно оформилось благодаря именно Гитлеру и Сталину, и, как следствие их деятельности, это измененное сознание и приводит ныне к последовательному отказу от рационализма и гуманизма), проследить тот долгий путь, который прошла европейская и, в том числе, русская общественная мысль, пока не дошла до нынешнего упадничества и самоуничтожения.

Мы надеемся проследить, как и когда она отказалась от универсализма и рассыпалась на десятки и сотни прикладных знаний.

И главное, необходимо постоянно учитывать: ни гитлеризм, ни сталинизм не погибли, потому что идеи, даже если это идеи зла, не умирают, и мы видим свою задачу в том, чтобы показать, как сталинская зона именно теперь духовно ассимилировала Россию, и что Россия фактически живет по ее законам. Мы хотим проследить, как маргинализируется христианская этика и как может модифицироваться и трансформироваться, прежде всего в человеческом сознании, идея фашизма в современном ее воплощении в современном обществе.

Мы считаем, что либерализм и коммунизм почили в бозе, а на смену им идут глобализм и антиглобализм, не укорененные в христианстве в отличие от коммунизма и либерализма, а растущие именно из всего того, что привело Европу к гитлеризму и сталинизму.

Заявляя свою позицию, мы хотим собрать своих читателей, оставаясь открытыми для их активного участия в альманахе. Мы будем счастливы делиться с ними своими мыслями и надеемся на их творческое участие в нашем издании.

На первую страницу альманаха Сентенция


|Карта сервера| |Об альманахе| ||К содержанию| |Обратная связь| |Мнемозина| |Сложный поиск| |Библиотека|
|Точка зрения| |Контексты| |Homo Ludens| |Арт-Мансарда| |Заметки архивариуса| |История цветов| |Мужские и женские кожаные ремни|